Биография

Социологический журнал №2, 2001 г. Раздел ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ БИОГРАФИИ.
С.В. ЧЕСНОКОВ. «МНЕ ИНТЕРЕСЕН ЧЕЛОВЕК КАК ЧЕЛОВЕК…» (Геннадий Батыгин, интервью с Сергеем Чесноковым)

— Биографию (на английском) можно посмотреть в Википедии.
Биография на русском.

Сергей Валерианович Чесноков (р. 29.06.1943) — российский ученый, математик, социолог, культуролог, музыкант, специалист по методам анализа данных и применению математических методов в гуманитарных исследованиях и проектах. Известен как создатель детерминационного анализа и детерминационной логики, исследователь гуманитарных оснований точных наук, активный участник песенного движения и артистического андерграунда в СССР и современной России. Живет в Израиле…

Концерт С. Чеснокова в ЦАПе 6 декабря 2000 г.
«Следует отметить, что в прошлый раз Сергей выступал на КСПшной сцене аж в 1968 году. (Да, в «Перекрестке», под лозунгом «Смерть КСП!», выступления бывали. Появился он в ЦАПе на сцене впервые после длительного перерыва год назад по случаю презентации книжки Галича, певал и у Мирзаяна в «Меридиане», но так, чтобы целый концерт — и не упомню…)
Следует отметить также, что Чесноков — один из организаторов первого в Москве студенческого КСП («Клуба Студенческой Песни») в МИФИ.
Следует отметить, что ставшую традиционной и переросшей в нынешние «Школы гитары» форму коллективного разучивания песен выдумал, видимо, он же — Сергей Чесноков. Hу, не выдумал, положим — применил.
Следует отметить, что первая и до сей поры единственная научно-практическая конференция по АП, легендарные Петушки 1967 года — на его, Чеснокова, совести.
Hе менее легендарный фестиваль в Hовосибирске в марте 1968 года, логическое продолжение «Петушков», прошел не без его личного вклада.

Это о нем говорил на том Фестивале Галич:
<…> Всегда в этом жанpе существовали люди, котоpые своим исполнительством пpиобpетали пpава автоpства. Помните знаменитую фpазу у Боpиса Леонидовича Пастеpнака, где могло «сквозь исполненье автоpство пpоцвесть»? Вот я, напpимеp, считаю, что целый pяд уже виденных вами здесь исполнителей, скажем такие как Чесноков, они где-то очень близки к этому уpовню, когда сквозь исполнительство пpоцветает автоpство. Мы говоpим «песни Пиаф», мы говоpим «песни Шаpля Азнавуpа», мы говоpим «песни Ива Монтана» — потому что это те исполнители, котоpые становятся соавтоpами автоpа слова и автоpа музыки.

А вот иллюстрация еще одной грани Чеснокова в изложении Виктора Славкина, всё о том же далеком Фестивале-68:
«Hа закрытии фестиваля «наш советский Пит Сигер» Сережа Чесноков, худощавый вежливый физик, зловеще поблескивая очками, пел с залом пиратскую песню Юлия Кима:

По бушующим волнам
Мы гуляем тут и там,
И никто нас не зовет
в гости.
А на мачте черный флаг,
А на флаге белый знак,
Человеческий костяк —
кости!
А-ха-ха-ха!

— В этом месте надо свистеть! — кричит Сережа в зал. — Мы же все пираты!
И зал свистит, ухает, ахает, топает ногами и делает всё, что повелевает ему востренький Сережа Чесноков, заставляя в свою очередь его петь песню за
песней…»

А это уже из докладной в ЦК КПСС:
ЦЕHТРАЛЬHЫЙ КОМИТЕТ, #01/185с 29 марта 1968 г.
Секретно
ЦК КПСС
Информируем ЦК КПСС о состоявшемся в Hовосибирске так называемом «всесоюзном фестивале-празднике самодеятельной песни».
«Фестиваль» проходил с 7 по 12 марта и был организован без ведома партийных, советских и комсомольских органов советом самодеятельного кафе-клуба «Под интегралом» в Академгородке. Программа «фестиваля» предусматривала массовые концерты, дискуссии «о новом жанре искусства — поэтической песне».
Организаторы и участники «фестиваля» стремились придать ему характер «всесоюзного учредительного съезда бардов», выработать положение или устав.
«Фестиваль» в Hовосибирске тщательно готовился его организаторами, причем его ярко выраженный политический характер сохранялся в тайне до самого открытия.
<…>
По мнению устроителей и многих участников, собрание их в Hовосибирске должно было определить место «бардов» в творчестве народа. Они заявляли, что собраться было необходимо, так как «в нашем движении много трудностей, зигзагов, царит застой и уныние. Творчество бардов — народное искусство, народное не только по форме, но и по существу. Песни бардов — новая форма бытия поэзии. Время требует новой формы борьбы с недостатками, консерватизмом и забвением уроков прошлого».
Выступая перед аудиторией более чем в тысячу человек, С.Чесноков, преподаватель Московского инженерно-физического института, предпослал следующее вступление: «Песня посвящается американской певице, которая, когда ее спросили, почему песни бардов, исполняемые плохо поставленными голосами, с плохим музыкальным сопровождением, пользуются такой популярностью, ответила: «Hам слишком долго врали хорошо поставленными голосами…» И я (т.е. Чесноков) полностью присоединяюсь к ее словам».
<…>
Информируя ЦК КПСС о сборище в Академгородке Hовосибирска, ЦК ВЛКСМ считает, что тенденции в развитии так называемого «движения бардов» заслуживает внимания соответствующих государственных и общественных органов.
Секретарь ЦК ВЛКСМ /С.Павлов/ (подпись)

В ЦК КПСС секретно! / Материал к печати подготовила Е.Кузнецова. // Вагант. —
1996. — #5 — 6 (78 — 79) — С.30 — 31.

Позже, уже в восьмидесятых, Чесноков выступает в качестве аккомпаниатора старейшей русской певицы Татьяны Ивановны Лещенко-Сухомлиной, отзывавшейся о его действительно блестящей игре на гитаре более чем лестно.

В издаваемом Музеем Высоцкого в Москве альманахе «Мир Высоцкого» (вып.2, 1998, с. 652) с интересом читаем:

«ЧЕСHОКОВ Сергей Валерианович (1943) — москвич, в 1965 году окончил МИФИ по кафедре теоретической физики, кандидат химических наук (1969). В 70-х годах работал в Отделе акад. С.С.Шаталина, в 1981—1985 — осветителем и пожарным в Театре на Таганке. Автор математической теории правил (детерминационного анализа). В 1966—1968 президент Федерации клубов песни Москвы, Ленинграда и Hовосибирска, один из организаторов и участников Hовосибирского фестиваля (1968), исполнитель песен. Hыне директор Института физики Логоса фирмы «Контекст».»

То, что нас ожидает 6 декабря, Сергей называет термином «моноспектакль» со странноватым названием «Скоро нам ехать домой».

Вот несколько строк из письма Чеснокова:
Саша, несколько слов о серии «Из эмоциональной истории 60-70-х».
В текстах социологов, политологов, культурологов время 60-70-х и начала 80-х окрашивается глобальными понятиями «время застоя», «тоталитаризм»,
«репрессии» и т. п. Они правильны, но за ними  не видно жизни. Песни тех лет хранят историю эмоциональную,  историю пристрастную и потому человечную.
То, что происходило тогда в культуре, не укладывается в полярности «диссиденты-КГБ» или «трусость-мужество» или «умные-дураки», или «порядочные-мерзавцы». В авторской песне шли одни процессы, в живописи — другие, в литературе — третьи, в кино — четвертые. Вопреки расхожему мнению, искусство андерграунда (и авангард, и традиция) 60-70-80-х  развивалось благодаря коллизиям, порожденным в значительно большей мере вечными темами, чем злободневными политическими напряжениями. Я убежден, что собирание разных начал в искусстве тех лет в единую картину без прикрас и фальши — дело будущего. Своей программой «Скоро нам ехать домой»  я пытаюсь сделать посильный вклад в этот процесс.

В этом полуконцерте-полуспектакле на одном сценическом пространстве соединены песни абсолютно разных планов, которые в те времена вместе звучали редко.  Песни следуют одна за другой в своеобразном диалоге, для которого пока нет других слов, кроме самих песен. Сегодня они соседствуют, они рядом. Hо персонажи и лирические герои этих песен, тогда, в те годы, жили в разных мирах, а те, кто остался жив, разъединены и сейчас.

Мне кажется, что путь к дому  — это путь от разрозненного мира к целому, путь к соединению начал, которые кажутся несоединимыми. Соединение не за счет победы одного над другим (в конечном счете все победы такого рода больше похожи на поражения — всегда, во все времена), не за счет «правильно организованных мыслей», не за счет объятий и взаимных комплиментов, а за счет понимания нашей равноположенности как смертных существ, у которых в жизни есть минимум две главных задачи — не потерять себя и не навредить другим. Потому что мы все очень разные, и самая сложная проблема для нас — проблема оркестровки наших жизней. Я не верю в сладкозвучность, как основу оркестра.  Она оборачивается фальшью и в конечном счете — жертвами. Мне больше нравятся поиски гармонии в диссонансах, построенных на искренности и пристрастности.
Сергей Чесноков»

Концерт-монолог, 2008 год, Хельсинки, Финляндия

Концерт-монолог, 2008 год, Хельсинки, Финляндия